Елена Айзикович (elaizik) wrote,
Елена Айзикович
elaizik

Categories:

Первый раз в Лондоне.

Лондон нас поразил своей яркой индивидуальностью.
Островитяне, они так и остались отделенными вполне ощутимой стеной от остальной Европы своими единицами измерения, направлениями движения и незыблемыми традициями.
Автобусы и телефонные будки по-прежнему красные, такси выглядят точно так же, как и пятьдесят лет назад, на завтрак яйцо с беконом и овсянка на воде, а чай непременно с молоком и непременно в пять вечера, с лепешками, кексами и сэндвичами с огурцом.







И характер лондонцев мало изменился за прошедшие столетия. Джентельмен всегда джентельмен, даже если на его голове не цилиндр, а бейсболка. В метро, в час пик, никто не толкается, не норовит проскочить между двумя пассажирами, захватить прямо перед вашим носом сидячее место. Да и сами сидячие места в метро разделены подлокотниками, чтобы каждый чувствовал свою обособленность от локтя соседа. И уж если ты кому-то случайно наступил на ногу, перед тобой немедленно извинятся за то, что его нога оказалась у тебя на пути.
В Лондоне почти любая улица – парк, и эти парки утопают в цветах, несмотря на раннюю весну, изменчивую погоду, холодный дождь пополам с мокрым снегом. Англичане – непревзойденные садоводы.
.







Лондон прекрасно сочетает старые постройки и современные. Новые здания, встроенные в старые кварталы, разрушенные во время войны, настолько красивы и индивидуальны, что никакого контраста не ощущается, все смотрится как единый комплекс, продуманный и гармоничный.







В Лондоне столько музеев, что можно прожить и месяц, и два, и то не успеть посетить все. Музей вееров, музей каналов. Музей мадам Тюссо и музей Шерлока Холмса, музей Черчиля и музей Диккенса. Только ради одних музеев можно было бы сюда приехать, а главное – привезти детей. Три замечательных музея, на каждый можно потратить с ребенком по целому дню: Музей транспорта, Музей техники и Музей природы - просто рай для детей. И на некоторых экспонатах даже висят таблички" Руками трогать МОЖНО".

20160429_154951a


Лондон – город, в который хочется вернуться.
Мы посмотрели ничтожно мало из того, что хотели увидеть, но все равно приходили (нет, приползали!!) "домой" с гудящими ногами. Старались как можно больше ходить пешком, насколько хватало сил.
Но невозможно увидеть все за ограниченный период времени, пришлось выбирать.


1 день оказался потрачен нерационально.
Утро мы начали с того, что купили сим-карту для интернета. Покупка заняла больше часа, потому что активация карты оказалась делом не простым, и это было сюрпризом. Потом потратили время на покупку проездного. Потом мы поехали забирать лондон-пасс – и снова потеряли не менее часа. Незаметно прошло полдня, подоспело время обеда.
Подкрепились сэндвичами в кафе и решили сделать круг по городу на туристическом автобусе.
Мы часто начинаем так обзор крупных городов, потому что такая поездка позволяет оценить намеченные к осмотру объекты и скорректировать планы. Да и картина города в целом складывается из разрозненных кусочков информации в целое.
Но в Лондоне поездка оказалась практически бесполезной и не очень приятной.
Было холодно, дождливо, второй этаж автобуса – без тента (правда, нам выдали одноразовые плащи, но они мало помогали), сопроводительный текст на русском языке был очень скудным, в основном в наушниках играла музыка.
Вышли на полпути, не завершив маршрут. Спустились в метро, приехали в центр города. По плану на первый день у нас был намечен Вестминстер.







Однако  это был единственный день, когда Аббатство закрывалось рано, в Парламент (на галерею зрителей) тоже попасть можно только в первую половину дня (если вообще пускают), а мы утро  отратили на огрвопросы, так что ни один из намеченных на день пунктов не оказался выполненным. Мы погуляли по центру города, окончательно промокли и промерзли, и вернулись пораньше, чтобы загрузиться всем необходимым в супермаркете.

А вообще, я заметила закономерность, что как бы тщательно не планировалось путшествие, первый день всегда "комом".
2 день мы начали с Трафальгарской площади.







От нее пошли на Ковент Гарден, с удовольствием вернулись в детство в Музее транспорта.







В Музее транспорта можно посидеть в вагоне настоящего старинного поезда, залезть в старый автобус, купить и прокомпостировать билет как 50 лет назад, да и много еще всякого разного, прекрасного для ребенка. Да и для взрослых тоже.







Было изрядно холодно, но сухо, мы погуляли по городу, вернулись "домой" часа в три, чтобы дать ногам немного отдыха. Вечером поехали снова в центр, Пикадили, Сохо.







Затем вышли на элегантную Реджент-стрит и прошли ее практически от самого начала до конца, до магазина игрушек Hamleys. Утверждают, что он чуть ли не самый большой в Европе. Сомневаюсь, мне кажется, Детский мир больше, но все равно 6 этажей игрушек, для всех возрастов, включая тех взрослых дядей и тетей, которые до сих пор любят играть в игрушки, это очень много.
К счастью, игрушки были упорядочены по тематике и гендерным признакам, и по возрасту тоже, иначе мы бы там пропали. Один этаж был розового цвета – только для девочек, только Барби и все вокруг нее. Нас, разумеется, интересовал этаж для мальчиков 3-5 лет.
Когда мы вышли из магазина, обвешанные пакетами, уже было 9 вечера. Планировали вернуться в Чайна-Таун, поужинать. Какое там! Сил уже не было.
3 день мы начали с Тауэра.
Поехали утром, чтобы не ходить в толпе.







С удовольствием посмотрели все экспозиции, не миновали Башню драгоценностей, в которой хранятся подлинные королевские короны и прочие атрибуты власти.







Из Тауэра прошли на Тауэрский мост, с него открываются прекрасные виды на Лондон, на Темзу. А кроме того, внутри моста были развешены фотографии всех выдающихся мостов в мире, где мы с радостью обнаружили Пон дю Гар, который специально ездили смотреть, будучи во Франции.







Спустившись с моста, прошли пешком по южной набережной, от моста до театра "Глобус", полюбовались панорамой Лондона, дорого и невкусно пообедали в торговом комплексе недалеко от лондонской мэрии.







После обеда поехали в Британский музей. Сил уже не было обойти его весь, поэтому ограничились несколькими залами, наиболее нас интересовавшими.







Попутно подискутировали, хорошо ли, что Англия в свое время буквально грабила свои колонии, вывозя тоннами артефакты древности. К единому мнению не пришли. С одной стороны, грабеж – это плохо, с другой стороны – не вывези англичане сокровища с Ближнего Востока, из Африки, из Индии, из Греции - они наверняка пропали бы, разделив судьбу огромного количества древностей.







4 день мы решили провести в Хемптон Корте.
Я как раз незадолго до поездки посмотрела сериал про Генриха VIII, про Анну Болейн и прочих его жен - как тут было не поехать?!







В стоимость билета входил аудиогид, с хорошим текстом, подробным и внятным. Безусловно, было очень интересно быть внутри подлинных интерьеров, видеть вещи той эпохи, снятые в сериале.







К тому же на кухне в этот день готовили по-настоящему, по дворцу расплывался запах горящего дерева и жареного мяса, которые придавали реальность всему увиденному.







Сад дворца просто великолепный, небо было синим, солнце сияло, уходить не хотелось. Хотелось лечь и просто лежать на шелковой траве.







Вернулись мы часа в четыре, хотели отдохнуть и пойти посмотреть вечерний Лондон. Но никуда уже не пошли. Выдохлись.
5 день - Гринвич.
Дорогу туда проделали на метро, попутно посмотрев деловой и очень красивый, современный район Лондона – Банк.







Катти Сарк облазили вдоль и поперек. Если бы не мои мужчины, я бы, конечно, не поехала бы в Гринвич... Мужчины - как дети. Мечта о ветре в парусах и соленых брызгах в лицо живет в их душах...
В Обсерваторию не пошли, вернулись в Лондон на речном трамвайчике. Это было приятно - прекрасные виды Лондона и завораживающие перспективы мостов.







Вторая половина дня – музеи: Музей техники и Музей Виктории и Альберта. Сын еще ходил в Музей естественной истории, посмотреть на динозавров, но вскоре присоединился к нам.
Музей техники вмещает все: старую бормашину, первый складной велосипед, первый прибор МРТ, первый самолет, первый автомобиль на газовом двигателе. А можно посидеть в специальном тренажере и почувствовать себя пилотом самолета. Можно и в Космос "слетать". Там же кинотеатр IMAX с самым большим в Европе экраном, потрясающие фильмы. Мы смотрели фильм об обитателях морского дна, и это было нечто невообразимое по ощущениям.







Музей Виктории и Альберта интересен сам по себе, как и все музеи прикладного искусства.







К тому же в нем как раз была экспозиция, посвященная эволюции моды с 18 века по наши дни. У некоторых витрин просто плакать хотелось… Я помню эти женские шерстяные купальники, первые мини, первые сменившие их миди, чулочки со швом сзади, платьица из кримплена и плащики из болоньи… В общем, совершенно прелестная экспозиция, море удовольствия.
6 день с утра – экскурсия в Парламент.







Единственный день, суббота, когда туда были экскурсии. Можно было взять с экскурсоводом, но мы предпочли ходить сами. В стоимость билета входит аудиогид, очень хороший. Фотографировать разрешается только в первых двух залах. Впечатление – непередаваемое. Настолько грандиозное, что я до сих пор не могу забыть. И дело даже не в роскоши отделки, а в ощущение реальности истории, когда она внезапно из набора сухих фактов превращается в живую плоть.

20160430_100549a
Завершили экскурсию мы в буфете, как и полагается. Театр без пироженки с ситро в антракте не театр!  Торты были превосходными.







Вестминстерское аббатство, как и все подобные, грандиозно, мрачно, помпезно. Но интересно было постоять на том самом месте, где пять лет назад венчался наследник престола, или увидеть то самое коронационное кресло, на котором сидел в фильме "Король говорит" душка Колин Фёрт. Все мы не чужды некоторого детского любопытства.
Остаток дня мы провели в прогулках по чудесным паркам.







Посмотрели смену караула у Букингемского дворца.







Порадовали себя шопингом на Оксфорд-стрит и прокатились, наконец, на двухэтажном автобусе.







А теперь немного практической информации.
1. Жилье.


Мы предпочли жить в квартире, а не в гостинице. Выбрали район Кенсингтон, квартиру в полуподвале, с одной спальней (цены на жилье в Лондоне высокие, если сравнивать в среднем по Европе). Район считается приличным, близко к центру. Критерием выбора квартиры была близость к станции метро и расположение на ветке, позволяющей ездить с минимумом пересадок в центр. Полуподвал оказался гораздо лучше, чем мы себе представляли: квартира была светлой, хорошо проветривающейся, и даже с индивидуальным садиком. Однако, как и положено в английской квартире, краны были без смесителя, а мусор можно было выставлять на улицу только дважды в неделю. Ну ничего, справились, зато и почувствовали себя именно в Англии.







2. Транспорт.


Система оплаты проезда в Лондоне на первый взгляд простая, написано про нее масса заметок, но оказалось, что, несмотря на обилие информации, мы плохо разобрались в ней. А могли бы сэкономить приятную сумму. Вот об этом я напишу ниже, чтобы самой не забыть, если еще раз окажусь в Лондоне.







Почитав рекомендации, мы купили проездной на 7 дней. Такой проездной можно купить как картонную карточку (одноразовую), так и пластиковую (многоразовую) Ойстер. Картонная карточка стоит 3 паунда (сверх стоимости проездного), и они не возвращаются. Пластиковая карточка стоит 5 паундов, и при желании их можно получить обратно, вернув карточку.
Мы выбрали пластиковую карточку, потому что были в Лондоне 8 дней и предполагали зарядить ее деньгами для покупки билетов в первый день, но все пошло не совсем так, как мы планировали.
Прилетели мы поздно вечером, гораздо больше времени, чем мы рассчитывали, ушло на таможню и поездку до города. Нам нужно было успеть получить ключи от квартиры до 22, поэтому времени разбираться с автоматами по продаже билетов, не было. Мы купили простые одноразовые билеты, которые стоят в три раза дороже, чем проезд с оплатой по карточке.
Утром на станции метро была дежурная, которая находилась как раз у автоматов и помогала всем нуждающимся. Мы купили пластиковый проездной на 1-2 зону, в которой находятся практически все нужные нам объекты, включая Гринвич.







Что мы не знали, и что я знаю теперь: если нужно поехать дальше, в 6 зону, нет необходимости покупать билет, например, покрывающий 1-6 зону. Достаточно купить билет 3-6 зона, дополнив проездной на 1-2 зоны! Причем, если это сделать с помощью пластиковой карточки Ойстер, проезд будет стоить копейки. Мы этого не знали, и когда нам понадобилось поехать в Хемптон Корт (6 зона), мы пошли и купили билеты на поезд, заплатив почти в 10 раз больше, чем было нужно.
В результате мы нашу карточку Ойстер так ни разу и не использовали как кошелек.
В день отъезда мы планировали карточки вернуть и получить обратно залоговые 15 паундов. Оказалось, что сделать в автомате это нельзя, нужно идти в офис на станции метро, но обстоятельства так сложились, что времени на это не было. Так что карточки в виде сувениров мы привезли домой.
3. Платный вход в музеи.


Большая часть музеев в Лондоне платные, а билеты недешевы. Поэтому понятно желание как-то снизить затраты в этой части.

Мы купили "лондон-пасс" – пластиковую карточку, дающую приличные скидки. Карточку можно купить по приезде в Лондоне, но заказывая ее через интернет можно получить хорошую скидку – до 20%. Скидки бывают не всегда, но достаточно регулярно. Во всяком случае, я ее "поймала", в результате экономия на входных билетах получилась существенной, и это при том, что мы посетили не все объекты, включенные в карточку.
Тут же отмечу, что "лондон-пасс" можно купить в комплекте с проездным, но нам это было не выгодно, так как проездной они предлагают на 1-6 зоны (и скидка на него не распространяется), он значительно дороже, чем нужный нам на 1-2 зоны.
Тем не менее, прежде чем вы будете покупать такую карточку, стоит прикинуть, нужна ли она вам.
Например, если вы в Лондон приезжаете поездом, то на вокзале можно купить проездной на транспорт, дающий скидки по системе 1+1. Я с этим не разбиралась подробно, нас было трое, поэтому нам этот вариант не подходил, но я обращаю на эту возможность ваше внимание.







Еще одним соображением для покупки "лондон-пасс" было обещание, что он дает возможность пройти без очереди. Это оказалось не совсем так. Где-то действительно можно было предъявить карточку на контроле и сразу зайти, а где-то пришлось стоять в общей очереди в кассу, чтобы получить обычный билет. В высокий сезон очереди в кассу будут огромными. Да и на входе карточку обязательно считывают, и времени это занимает не меньше, чем отрывание корешка от билета.
3. Питание.


Рестораны – в основном не дешево. Супермаркеты – на нашем, израильском уровне. Что-то дешевле, что-то дороже, но в целом близко по уровню цен.
Найти место, где можно поесть - не проблема. У меня вообще осталось ощущение, что Лондон буквально пропах едой.
Тем не менее, многие лондонцы и туристы днем едят именно сэндвичи, сидя в кафе или просто на скамейке в парке, а не ходят по ресторанам.
4. Аэропорты.


Прилетели мы в Лутон, улетели из Гатвика.
Лутон – маленький и провинциальный, Гатвик – большой и современный.
В момент прилета требуется заполнить специальную миграционную анкету. Мы этого не знали, тормознули в зале, где лежали эти анкеты, и только заполнив их, пошли на паспортный контроль. Окошек контроля для иностранцев всего два, очередь была огромная, продвигалась черепашьими темпами, за это время можно спокойно заполнить все анкеты, существенно сэкономив время.
Из Лутона в Лондон ходят автобусы, до Гатвика можно доехать на поезде.
Вот с Гатвиком у нас получилось так, как в основном законе Мэрфи, который гласит: если какая-нибудь неприятность может произойти, она обязательно случится.
Я, разумеется, просчитала, сколько времени требуется, чтобы добраться до аэропорта. И я, разумеется, проверила, что нужный нам поезд в Гатвик идет с вокзала Виктория, от которого мы жили буквально в двух остановках метро, время в пути – 30 минут. Поэтому я решила, что мы можем выйти из дому в девять, за четыре часа до отлета.
Прибыв с чемоданами на вокзал Виктория, мы внезапно узнали, что именно сегодня поездов в Гатвик с вокзала Виктория нет. То есть в расписании есть. А фактически - нет.
Служащая что-то объясняла нам, почему поездов нет, но мы ее не поняли от ужаса. Потому что раз с Виктории поездов нет, значит нужно ехать на другой вокзал. А до другого вокзала добираться минут сорок на метро, учитывая переход с линии на линию. И не забываем, мы с чемоданами…
Не буду описывать всю нашу леденящую кровь эпопею. Но финал был благополучным - мы успели на самолет буквально в последний момент.
Возможно, когда-нибудь, я еще вернусь в Лондон.  Ведь так много осталось не увиденного!





Tags: Лондон, мемуары, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments