Елена Айзикович (elaizik) wrote,
Елена Айзикович
elaizik

Categories:

Чертоза ди Павия - чудо, которое мне посчастливилось увидеть.


Чертоза в Павии.

"Чертоза - так называются в Италии довольно многочисленные монастыри, основанные иноками картезианского ордена и построенные для последних.
Некоторые из этих монастырей представляют собой замечательные памятники архитектуры и содержат в себе драгоценные художественные произведения.
Строились обители картезианцев (чертозинцев) применительно к требованиям их орденского устава и по образцу знаменитой "великой шартрёзы" (la grande chartreuse) — монастыря, сооруженного основателем ордена св. Бруноном (1086), во Франции, близ Гренобля (см. Шартрёз).

Они возникали обыкновенно в пустынных местностях и составлялись из смежных, но совершенно изолированных друг от друга тесных жилищ с небольшим двориком и клочком сада для каждого спасающегося брата, где он мог жить уединенно, избегая соблазна нарушить обет молчания, и одиноко предаваться труду на земле и за книгой.
Эти отдельные иноческие помещения связывались, впрочем, в одно целое общим большим монастырским двором (chiostro, cloître), под галереи которого (лоджия) выходили двери из всех келейных помещений и который связан был с церковью и другими покоями (рефекторием, капитулом и т. д.), служившими нуждам всей общины.
Внутри ограды находилось также и братское кладбище.
 
В своих "чертозах" монахи одновременно обитали как бы "в пустыне" и совместно отправляли обряды культа и предписанные уставом общебратские религиозные упражнения. 
С конца XI и по XVI век Ч. получили в Италии, как и в других католических (преимущественно романских) странах, значительное распространение.
С течением времени орден приобрел внушительные богатства, что, вместе с щедротами сильных мира, дало возможность расширять монастыри, снабжать их обширными храмами, просторными залами, библиотеками, роскошно украшать их.
 
Своеобразной особенностью Ч. является с этого времени блестящая и пышная церковь, при сохранении строгой простоты в кельях. Храмы наиболее замечательных Ч. могут быть названы художественными музеями.
Наиболее выдающимся образцом учреждений и памятников подобного рода является, без сомнения, чертоза павийская, расположенная среди красивой низменной равнины в 7 км к северу от Павии по дороге в Милан."

( Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона)

Естественно, проехать мимо такого места мы не могли!
И я могу только выразить сожаление, что у меня в руках был мой простенький фотоаппарат, а не чудо техники с подходящим объективом, поэтому я не запечатлела и сотой доли той красоты, что мы увидели в Чертозе ди Павия.

В 1390 году умерла супруга миланского герцога  Джан ( Джованни) Галеаццо Висконти - Катарина, которая завещала мужу построить для монахов-картезианцев монастырь, равных которому бы не было.
И в 1393 году, выполняя волю жены, по приказу герцога началось проектирование монастыря.
Место для монастыря было выбрано на равном растоянии от Милана и Павии - двух городов, где правил герцог.
Герцог поручил проектирование Бернарду да Венеция, строившему Сбор в Милане ( Дуомо), в  1394 проект был согласован в Сиене с представителями ордена и подписан договор у нотариуса, обязывающий монахов использовать часть доходов от земесь, входящих в приход, на строительство монастыря.
 В 1396 году был заложен в фундамент первый камень, строительство монастыря продолжалось 200 лет! *
По первоначальному замыслу, церковь планировалась как мавзолей для семьи Висконти, но похоронен в ней только сам Джан Висконти.

" Павийская Ч. представляет собой обширный, окруженный высокой стеной четырехугольник, построенный из красного кирпича; внутри этого четырехугольника все здания бывшего монастыря группируются около главной церкви. Пройдя через крытый вестибюль, расписанный фресками Бернардо де Росси (1508), вступаем в обширный продолговатый двор: направо в нем расположен так называемый palazzo ducale (1625) - летняя резиденция миланского герцога, прямо же перед глазами возвышается превосходный фасад храма, по декоративному блеску справедливо считающийся одним из изумительнейших произведений художественного творчества раннего Ренессанса.

 

Пышная, сложная и тонкая отделка этого фасада из чудного мрамора лучших сортов во всех элементах своих знаменует роскошное возрождение и любопытную переработку античного стиля. Самая архитектоническая концепция и расчленение великолепной стены предназначены главным образом к тому, чтобы служить полем для расположения многочисленных и разнообразнейших скульптур в нижних ярусах, богатейших мозаик и инкрустаций из разноцветных мраморов — в верхних.






 
 


 


В нижнем поясе тянется полоса круглых рельефов с головами римских царей и императоров и медальонов с сюжетами из мифологии и древней истории.

 

Над ними идут группы с библейскими сценами и в нишах статуи патриархов и святых.

А вот эта сцена запечатлела как раз закладку первого камня в фундамент базилики - 27 августа 1396 года.
Камень держит сам герцог - Gian Galeazzo ( скульптура имеет портретное сходство).




Выше стена прорезана громадными, удивительно орнаментированными окнами, разделенными надвое канделяброобразными колонками.
 
 

Между ними поднимаются, вырастая из самой почвы, крепкие квадратные пилястры, а перед последними на консолях стоят пластические изображения добродетелей, святых и ангелов.




Затем вдоль всей стены в следующем ярусе бежит широкий пояс в виде галереи с круглыми невысокими арками. Пилястры тянутся до самого верха, одетые статуями, составляя (по обычаю ломбардской архитектуры) как бы остов и опору стены и симметрично выделяя ее отдельные части.

Далее, центральная часть фасада поднимается выше еще на два этажа; первый из них, самый высокий, разделен натрое двумя пилястрами; в середине большое изящное окно-роза вставлено в четырехугольную мраморную раму с остроконечным фронтоном над ним; по бокам загибаются широкие круглые арки. Второй этаж представляет повторение поперечной галереи из круглых невысоких арок, и центральная часть фасада заканчивается бесподобно скульптурированным, выдающимся вперед и в стороны карнизом. Боковые части покрыты плоским карнизом с большими круглыми фальшивыми арками под ним на высоте главной розы, а самые крайние пилястры с обеих сторон переходят в изящные башенки с острыми стилизованными шпицами. Несмотря на пестроту отделки, фасад не кажется загроможденным. Чистый вкус, сила и грация сияют на нем ярким светом, и все неподражаемое целое производит гармоничное впечатление жизненного и радостного единства.


Превосходен главный портал, работы Амадео и Бриоско (окончен в 1507 г.), с выдающимися по художественному достоинству скульптурным фигурами, группами, сценами, религиозными и историческими. Дверь вставлена в роскошно скульптурированную раму, отделанную орнаментальными мотивами редкой прелести и нежного благородства.
 



Внутри храм поражает богатством мрамора, мозаики, позолоты, скульптуры и живописи на полу, стенах, колоннах, сводах и плафонах.

 



По плану — это латинский крест, три коротких конца которого заканчиваются каждый тремя полукруглыми апсидами. В храме — три корабля с многочисленными капеллами.



В архитектуре его борются романский стиль и готика с Возрождением, при постепенной победе последнего. Своды — готические, крестовые, но в месте пересечения продольных и поперечных кораблей возвышается восьмигранный купол





Над  куполом  снаружи поднимается оригинальная башня, вся обросшая колоннами и завершающаяся округленной восьмигранной крышей с высоким крестом поверх легкого прозрачного верхнего яруса-балдахина на полукруглых арках.



Отделка капелл вся выполнена в стиле Возрождения различных фаз. Несмотря на то, что барокко врывается в орнаментацию храма повсюду, он так же, как и фасад, производит величественное впечатление.
Трудно дать полный список неисчислимых богатств Ч., заключающихся в памятниках всякого рода, замечательных или, по крайней мере, интересных, — фресках, картинах, расписных окнах, драгоценных рукописях и книгах с миниатюрами, статуях, группах, рельефах, надгробных монументах, скульптурированных дверях, алтарях, триптихах, купелях, канделябрах, дарохранительницах, художественных решетках, резных деревянных седалищах с интарсиями и т. д.



   

Резные сидения (XV в)


 



Фреска Боргоньоне( приблизительно 1488-1493)



Кран для омовения рук ( использовался монахами перед молитвой).



Можно указать в виде примеров, как на наиболее типичные произведения, на ряд картин Боргоньоне (XV в.) и Креспи (XVI и XVII вв.), а также на произведения Андреа Солари, Макрино д'Альба и Бартоломео Монтаньи. Внутри храма есть также картины Пьетро Перуджино и Бернардино Луини (фреска Мадонна с Младенцем).
 




Замечательны  памятники над могилой  Джованни Галеаццо Висконти  ( 1351- 1402 гг)(работы Пеллегрини и Кристофоро Романо, 1490-1562)






И могилы Лодовико Моро и его жены Беатриче д'Эсте (Кристофоро Солари, 1490)






 


 


 








Великолепный главный алтарь




Рядом с храмом (справа) расположены различные монастырские строения: малый chiostro с превосходным фонтаном Амадео и рефекторием, расписанным Боргоньоне и другими;
 



Большой chiostro (двор) с примыкающими к нему "домиками-кельями" 24 братьев, населявших в старину монастырь.



Оба двора обильно разукрашены терракотовыми орнаментами, которые не имеют себе равных среди других произведений подобного рода во всей Италии.





 







Тот, кто в искусстве ищет не одного наслаждения первоклассными образцами, а стремится изучать его, как материал для истории культуры вообще, кто дорожит знакомством с эволюцией художественных вкусов и форм, как символов роста просвещения и его колебаний, тот найдет в павийской Ч. обильные и поучительные данные, позволяющие назвать этот памятник большим и важным историческим сокровищем."



Ну, а кроме пищи духовной очень рекомендую насладится и пищей телесной...
В монастыре монахи делают изумительный мёд!
Мы купили одну банку, попробовали, вернулись.
Купили ещё банку. Попробовали. Вернулись.
Купили третью банку.



И очень потом сожалели, что не вернулись ещё раз и не купили ещё три банки!

------------------------------------------------------------------
 * " 
В 1401 г. наблюдение за работами передано было приору местных картезианцев. С течением времени заведующие постройкой архитекторы менялись. Франческо Сфорца (1450-66) поручил ведение дела Джунифорте Солари, который стоял во главе его до своей смерти (1481). Ему принадлежит выполнение главной массы всего здания в том общем виде, в каком оно сохраняется до сей поры. План и основной тип главного храма, начатого первоначально по принципам романско-готического стиля (под влиянием архитектуры церкви св. Петрония и Миланского собора), были постепенно переработаны в угоду требованиям ломбардской системы зодчества и декорации, что более соответствовало художественным вкусам раннего Возрождения. С 1465 г. в работах участвуют известный Антонио Риццо из Вероны, живописец Винченцо Фоппа, также из Вероны, и знаменитый скульптор Джованни Антонио Амадео. Заслуга последнего заключается в разработке деталей, и с его именем связано украшение роскошного фасада, осуществленное им, вероятно, на основании рисунков Джунифорте, улучшенных архитектором Джакомо Антонио Дольчебони и живописцем Амброджо Фоссано, прозванным Боргоньоне. Труд Амадео продолжал Бенедетто Бриоско. Такова история павийской Ч. до XVI в. Дальнейшее развитие сооружения вширь и обогащение его художественными памятниками внутри продолжается в течение всего этого века, а равно и следующего. В 1782 г. монастырь был закрыт по распоряжению императора Иосифа II; в 1843 г. возвращен картезианцам Фердинандом I, в 1866 г. окончательно упразднен правительством нового итальянского королевства и в 1891 г. объявлен национальным памятником, т. е. превратился в художественный музей."

Мною были использованы материалы:

1.  Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
2. Энциклопедия Британика.
3. Путеводитель A Dorling Kindersley Book - Italy
4. Путеводитель The carthusian monastery of Pavia

 
Tags: Италия, мемуары, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 27 comments