Елена Айзикович (elaizik) wrote,
Елена Айзикович
elaizik

Categories:

Чай в салоне баронессы де Ротшильд ( Франция, сентябрь 2007)

У нас к баронам Ротшильд особое отношение.  Я бы не против  иметь портрет Эдмунда де Ротшильд  даже   в  тысяче экземпляров...
Племяница  его Беатрис  нам почти как родная,  тем более, что  замуж вышла за одессита.  Кстати, забавно было читать в некоторых заметках, что Эфрусси - это её имя, якобы от Ефросиньи. На самом деле, это фамилия её мужа, банкира и нефтяного магната.  Визит на  виллу  на Сен  Жан  Кап  Ферра был весьма приятным, хоть может быть и не столь интересным, как мог быть.

 

Наш маршрут был  построен так,  что прилетев в  Ниццу, мы в город не заезжали, а  сразу поехали дальше, осмотр  Ниццы был оставлен на самый последний день перед отлётом.
И вот, уже проездив две недели по Франции, мы замкнули круг и вернулись в Ниццу.

Оставив  машину на подземной стоянке,  пошли погулять по легендарному городу.
Честно прошлись по Английскому променаду , ещё раз убедились, что Лазурный берег назван так не зря и вода действительно имеет поразительный  цвет. Посожалели, что не можем искупаться - не догадались прихватить пляжную одежду. 
Высокий сезон уже прошёл, отдыхающих было  относительно немного, и они не очень спешили к морю,  завтракая кофе с круассанам в многочисленных кафе.
Берег был чист и пустынен, несмотря на прекрасную, тёплую погоду.

 

Вдоль Променада сплошной стеной тянулись гостиницы, на любой вкус и разных эпох - от 18 века до вполне современных.



Мы прошли километра два, дошли до  знаменитого " Негреско",  сфотографировали его так и сяк, развернулись и пошли обратно к машине.



Солнышко изрядно пригревало, желания ходить по городу почему-то особого не было, и вот тогда-то мы и решили  поехать на виллу   Беатрис Эфрусси  де  Ротшильд.
Хотелось совместить приятное с полезным - посмотреть легендарное место, где обитают небожители, и культурно вырости .
Путеводитель обещал " богатейшую коллекцию живописи, скульптуры и антиквариата", а не верить путеводителю у нас основания не было. Беатрис всю жизнь занималась коллекционированием предметов искусства и, надо полагать, разбиралась в предмете. 
Вырулив со стоянки,  мы  мигом оказались в пробке и пожалели о своём решении. Тащится час по городу нам совсем не хотелось.
И вот тут нам повезло - так повезло. Случайно оказавшись за этим вот мерсом,   сумели в его кильватерной струе без задержек проскочили Ниццу...
 Не знаю уж, кто был его водитель, только полицейские на перекрёстках отдавали ему  честь и лучезарно улыбались.



На самом въезде на Кап  Ферра мерс свернул, а мы прямёхонько оказались у стрелки-указателя на виллу.
Ещё два поворота, горка - и вот она,  стоянка у виллы. Такая крохотная, что мы едва сумели запарковаться.

Вышли, вдохнули воздух полной грудью.... Запах морского бриза смешивался с ароматом цветов,  лазурь неба сливалась с лазурью моря,  и это было так чудесно, что  не хотелось даже шевелиться.



В 1905 году, получив  наконец после смерти своего отца право распоряжаться капиталлом, Беатрис купила на Кап Ферра , в самой узкой его части, 7 гектаров земли. 
Не  могу не отметить, что фамильное умение толково вкладывать деньги  не изменило Беатрис,  место под виллу, на вершине мыса, выбрано на редкость удачно.

На купленной земле она и её муж начали строить виллу.

Это была её мечта, её игрушка -  вилла и парк, как палуба океанского лайнера.  Беатрис  родилась с ложкой во рту, и не с серебряной или золотой, а с платиновой, инкрустированной бриллиантами. Живя в неге и богатстве, у неё не было необходимости взрослеть,  и она, вероятно, на всю жизнь  так и осталась "маленькой девочкой".  Вилла  была её кукольным домиком, который она украшала по своему вкусу. А вкус у неё был довольно тривиальный - за образец она взяла Марию - Антуанетту, и розовый цвет - любимый цвет  маленьких девочек - стал основным в отделке виллы...
12 лет и 20 архитекторов понадобились ей для постройки, но наконец строительство завершилось и вилла приняла первых гостей.

Холл, отделаный розовым мрамором, гостинные с антикварной мебелью, бесценные картины и ковры...

Девять  чудесных садов вокруг дома, растения в которых  подобраны не только по регионам, но и таким образом, чтобы они цвели круглый год, сменяя друг друга.

Свою виллу и все произведения искусства из других поместей Беатрис  завещала  Французской Академии Изящных Искусств .
Содержание же такой виллы - дорогое удовольствие. Практичные французы периодически сдают виллу для устройства приёмов, свадеб и балов. Розовый холл превращается в бальный зал, а парк - в роскошную столовую, поэтому  все наиболее стоящие произведения искусства , на всякий случай, убраны на второй этаж, под надёжную охрану.   

Увы, оказалось, что для "диких" посетителей осмотр коллекции  возможен только под присмотром экскурсовода, два раза в день. 
Утренний обход мы пропустили, до дневного ждать было слишком долго, поэтому мы пошли смотреть то, куда пускали свободно.

Открыто для осмотра совсем немного - личные апартаменты  Беатрис: две гостинные, спальня с примыкающей гардеробной и чайный салон.

Экспозиция - наглядное пособие к расхожим ярлыкам  " старые деньги" и " дорогостоящая простота".

Если салон - то мебель  Людовика XVI, а на полу - его же ковры , каждый стоимостью с  самолёт : один из Королевской часовни в Версале, второй - из Большой галлереи Лувра.


 

И  второй салон  тоже очень просто обставлен. Кресла  Людовика XV, гобелен - его же эпохи.


 

Спальня  уютная  без помпезности. Мебель тех же эпох...



Секретерчик самой Марии - Антуанетты. Баронесса,сидя у солнечного окна,  писала за ним письма  и , вероятно, представляла себя французской королевой...

 

Крохотные, почти детского размера, туфельки в гардеробной и  изящные платья - Франция,  XVIII век, ручная работа. В этих платьях баронесса любила принимать гостей. И это тоже из разряда  детской игры .
Кстати, ни на вилле, ни в сети, я не встретила других портретов Беатрис, кроме той фотографии, где она снята юной девушкой. Наверное, она не хотела взрослеть, а фотографии  упрямо твердили бы ей о реальном возрасте. У неё не было детей, которые были бы живыми свидетельствами неумолимого бега времени, так что ничто не мешало ей жить в остановленном времени.

В шкафах и на каминах - колекция фарфора, одна из крупнейших - произведения Севрской и Венсеннской мануфактур.



Среди экземпляров - ваза маркизы де Помпадур. Но я вам эту вазу помпадуршину показать не могу, я там рядом с нею сфотографирована мужем, и как всегда - неудачно.

Набродившись по комнатам, мы вышли в сады.

Сначала полюбовались видом на море с другой стороны мыса.
 
 

Прошли по испанскому саду  - включающиму  грот, беседку и искусственный канал, ведущий к вилле.
 






Повосхищались игрушечным японским садом - с прудом, в котором плавают карпы, с чайным домиком и прочими японскими прелестями.

 
 

Розарий был не в лучшем виде, всё же осень... 

Но всё равно - сады были хороши и прогулка была необычайно приятной.  Баронесса много путешествовала по миру и из всех странствий привозила археологические и художественные сокровища, часть из которых  она разместила  этих садах.
Я бы вам их все показала, но на остальных фотографиях я  фигурирую прямо в центре композиции, не обрежешь, не уберёшь...

Нагулявшись вдоволь и налюбовавшись пейзажем и антуражем,  мы спустились обратно к вилле . Розовой снаружи, разумеется.


 
Струи поющего фонтана красиво переливались на солнце.



Однако нам было уже не до фонтана, душа просила неги.

И  мы уселись,наконец , в чайном салоне  баронессы. Он тоже  был  розовым ( фото с сайта).

































Однако, чай  нам  принесли  в очень простой посуде, отнюдь не в севрском фарфоре, и  лимонный тарт был  совсем обычным, не очень даже вкусным.



Тем не менее  нам приятно  вспоминать  этот визит - ведь  даже  обычный чай " Липтон" из пакетика имеет особый вкус, если  пьёшь его в салоне баронессы де Ротшильд...

Tags: Франция, мемуары, путешествия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 39 comments
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →
Previous
← Ctrl ← Alt
Next
Ctrl → Alt →