Home
Жить со вкусом, жить вкусно!
Каждый человек имеет то, что он хочет сам.
Песочное тесто от А до Я. 
25-Авг-2007 08:56 pm
таткин
"Скажите, а в чем разница между рубленным и песочным тестом?" - спросили меня в  посте о рубленном тесте.
Должна сказать, что в этом вопросе есть определённая терминологическая путаница. Во многих кулинарных книгах то, что мы традиционно называли рубленным - названо песочным. А что тогда песочное?

Для меня разница заключается в следующем.

1. В ТЕМПЕРАТУРЕ И В СПОСОБЕ  ВНЕСЕНИЯ  МАСЛА в тесто.

Для рубленного теста масло берётся сильно охлаждённым , почти замороженным. Затем масло перерубается с мукой, при этом цель достижения однородности не ставится вовсе. Все подробности и рассуждения на эту тему находятся тут - не буду повторяться.

Для песочного теста масло всегда нагревается до полной пластичности ( температура 18-20 С), затем взбивается с сахаром до воздушной массы, потом в эту массу по одному, не прекращая взбивания, добавляются желтки - и в результате получается пышный и однородный крем.  Крем, методом очень быстрого , короткого замеса, соединяется с мукой.


Во время взбивания яиц и масла, смесь насыщается воздухом, который играет роль разрыхлителя. Сахар способствует стабилизации жировой эмульсии.
 В результате этого структура теста получается совершенно иной. Слои - пусть даже короткие и хаотичные, как в рубленном тесте, уже не образуются. Зато тесто насыщается воздухом, который мы вбиваем в жировую эмульсию. Кроме того, процент жидкости в тесте ничтожно мал, а процент жира весьма высок. Мягкий жир моментально обволакивает частички муки,  практически полностью  блокируя возникновение клейковины ,  жидкости для препятствия этому процессу тоже нет  ( в рубленном тесте клейковина частично образуется,  поскольку часть муки остаётся свободной от масла и смачивается жидкостью)   -  и в результате мы получаем не ломающееся на пластины тесто ( как рубленное), а рассыпающееся на мельчайшие частички - песчинки  от лёгкого прикосновения вилки.
Единственное, что в данном случае может испортить тесто - это длительный замес. При длительном замесе масло начнёт рассекаться на жир и жидкость и вместо блокировки клейковины будет способствовать её возникновению, а вбитый в масло воздух просто "убежит" - в результате получится то, что назывется " затянутым" тестом - тяжелое, грубое и не рассыпающееся.

2. В количестве САХАРА в тесте.
В рубленном тесте сахара или нет совсем, или его очень мало ( 1-2 столовые ложки на 400-500 гр муки).
Песочное тесто содержит много сахара, до 50% от веса муки.

3. Наличие  ЖИДКИХ НАПОЛНИТЕЛЕЙ.
В песочном  тесте нет жидких наполнителей или их вес минимален по отношению к весу муки и масла!
В песочное тесто  ничего , кроме масла и желтков ( редко - целых яиц) и ( не всегда!)  разрыхлителя, сахара и ароматизаторов не добавляют - любые добавки меняют структуру теста.
Рубленое тесто может быть сделано с добавлением достаточно большого количества воды или  кисломолочных продуктов, в том случае, когда оно предназначено для раскатки в тонкий лист и для этого нужна определённая степень пластичности.

4. ТОНКОСТЬ РАСКАТКИ
 Песочное тесто никогда не раскатывается тонко.
Оно либо распределяется по форме руками, либо разминается или раскатывается, но толщиной не менее 0,5 см. Структура теста не позволяет поступать с ним иначе - как уже я писала выше, если вымесить такое тесто до пластичного состояния, оно будет кататься, но перестанет рассыпаться.
Рубленное тесто с большим количеством жидкости можно раскатать до толщины 1-2 мм.

Общим же могу назвать следующее:

Как в рубленное, так и в песочное могут использоваться как целые яйца, так и только желтки.
В оба вида теста может быть добавлен разрыхлитель.
Оба вида теста нужно хорошо охлаждать непосредственно после изготовления.
Оба вида теста пекутся при достаточно высокой температуре.


В  кондитерских книгах ( французских / итальянских)  приводятся 3 вида  теста , которые называются так:

рубленное  сладкое : pate Sucree/ pasta Frolla
рубленное не сладкое : pate Brisee/ pasta Brisee
песочное : pate Sable/ pasta Sablee

Итог : песочное тесто - это тесто сабле.

А про рубленное тесто можно прочесть у меня вот здесь.


Я использую  все три  вида теста для самой разнообразной выпечки.

Например, из теста  сабле  пеку свой  любимый " Королевский" торт и разное вкусное печенье.

Но я могу отметить ещё два вида теста
 Первое - "сдобно- песочное".  Это гибрид рубленного и песочного, когда методика внесения масла берётся от песочного, а рецептура - от рубленного, но при этом в тесто вносится большая доля разрыхлителя.
 Получается нечто среднее - тесто, которое не боится замеса, но при этом не теряет определённой рассыпчатости. Такое тесто хорошо катается, из него можно вырезать фигурное печенье.
Второе - "песочно-дрожжевое". Это тесто делается по рецептуре песочного, но в качестве разрыхлителя используются дрожжи. В результате получается нежное, рассыпчатое тесто, не черствеющее, как песочное и не боящееся замеса, как дрожжевое. Из такого теста, например, пекут пирожное "жербо".


Как делают печенье .

Есть несколько способов  формовки печенья  из песочного теста.

Способ номер 1 : формирование валика с круглым или прямоугольным сечением, его сильное охлаждение и последующая нарезка на ломтики.
Но следует учесть, что тесто сабле мягкое и пока оно охладится и затвердеет в холодильнике, валик может расплющится. Если такой сформованный валик обернуть в пищевую плёнку и засунуть в картонную трубочку от бумажных полотенец, затем полностью охладить и нарезать  -  получаются идеально круглые печенюшки. Аналогично можно выстелить плёнкой подходящую прямоугольную форму и получить квадратные/ прямоугольные ломтики без проблем. 

 Способ номер 2 : формирование шариков из менее охлаждённого теста и последующее расплющивание тем или иным способом ( рукой, донышком стакана, вилкой).
Шарики можно скатывать руками, а можно использовать ложечку для чистки серединок у яблок - паризьер - обмакивая её каждый раз в муку.


Способ номер 3:  формирование "полешка" большого диаметра, частичная выпечка, нарезка и последующее досушивание. Таким методом печётся песочное печенье из класса итальянских бискотти ( " печёные дважды"), к которому относятся и кантуччини, и мандельбройт.

Способ номер 4 : отсадка теста непосредственно на лист с помощью кондитерского мешка или шприца.

Технология  метода кондитерского мешка такова: сразу после приготовления теста его помещают в кондитерский мешок с гладкой или звёздочкообразной трубочкой большого диаметра и отсаживают печенье на лист в виде полосок или колец. Для того, чтобы закончить формирование нужной формы, резко двигают рукой в направлениии, обратном отсаживанию - тогда тесто отрывается гладко и красиво. Можно, правда, отрезать и ножницами/ножом или пригладить " хвостик" рукой, смоченной водой.

Технология метода шприца немного другая. 
Шприц плотно прижимается к ни чем не смазанному листу для выпечки и нажимается поршень. Когда начинает чуствоваться сопротивление, шприц немного приподнимается  в вертикальном направлении, при этом давление на поршень не прекращается.  Для завершения формирования формы прекращают давить на поршень и резко сдвигают шприц в горизонтальном направлении.
Лист с отформованым печеньем ставят в холодильник для охлаждения перед выпечкой, минимум на час.

Раскатка  теста сабле для печенья.

Делается это следующим образом: мягкое,немного охлаждённое  тесто быстро раскатывается между двумя листами пекарской бумаги, затем на этой же бумаге тесто переносится на лист для выпечки и отправляется в холодильник для охлаждения.
Формочками вырезаются печенюшки из теста прямо на листе и удаляются обрезки между ними ( обрезки лучше не месить, а просто слепить и потом слелать из них печенье уже без раскатки). Лист снова отправляется в холодильник для небольшого охлаждения, затем печенье выпекается. Этот способ позволяет избежать затянутости теста и получить красивое печенье.

При любом способе формирования печенья следует помнить: с листа печенье снимается ТОЛЬКО ПОЛНОСТЬЮ ОСТЫВШИМ. Исключение - когда из теста сабле пекут один большой корж для торта . Такие коржи следует печь на перевёрнутых противнях или противнях без бортиков и немедленно после выпечки " перетащить" выпеченный корж на деревянную доску вместе с пекарской бумагой, где и оставить до полного остывания.
Если есть необходимость нарезать изделие из теста сабле на небольшие кусочки - делают это немедленно после выпечки.


Если есть возможность - а у жителей Израиля она есть - используйте для песочного теста специальную муку с пониженным содержанием белка. На иврите такая мука называется " кемах угийот", выпускает её компания "Штибель", это мука номер 5.  Содержание глютена - 9%. Она не содержит разрыхлителя. Есть и мука у компании "Осем" , но эта мука содержит разрыхлитель и поэтому подходит не для всех рецептов.

В жаркую погоду желательно муку и все инструменты охладить перед началом работы в холодильнике и вообще, по-возможности , обеспечить на кухне более-менее прохладную атмосферу, что бы масло не размягчилось чрезмерно и тесто не вышло "затянутым".
 
Comments 
25-Авг-2007 07:18 pm none (UTC)
Огромное спасибо за информацию! Я профан в технологиях, мне очень все это интересно)))
25-Авг-2007 07:27 pm none (UTC)
А я не умею готовить не понимая процесса. Это,наверное, не очень хорошо - лишает определённой доли свобода в действиях.
25-Авг-2007 08:13 pm none (UTC)
Да, часто промашки бывают(
я недавно выкинула неудавшиеся маффины))) Так как увлеклась взбиванием, а этого нельзя же делать..
26-Авг-2007 02:27 am none (UTC)
Вот-вот. Поэтому я всегда сначала "подковываюсь" теоретически...
Необходимость в этом особенно чуствую, когда читаю кулинарные журналы - не знаю уж почему, но брать оттуда можно только идеи. Если готовить точно по технологии, описанной в рецепте, то в 95 случаях не получится ничего съедобного.
25-Авг-2007 08:24 pm none (UTC)
Большое спасибо за теорию: я очень люблю знать, почему нужно делать так, а не иначе.
Из какого теста делают песочное печенье, если песочное тесто не раскатать, а рубленное готовится без сахара?
25-Авг-2007 09:01 pm none (UTC)
Из песочного. Раскатать, но не слишком тонко - как раз 0,5-0,7 см на печенье хорошо. Хоть и не меня спрашивали :)
Спасибо, что собрала инфу в одном тексте!
26-Авг-2007 02:30 am none (UTC)
Пообещала Алисе - пришлось сдержать обещание.:)
26-Авг-2007 12:53 pm none (UTC)
Спасибо большое:) Очень много интересной иноформации, до сих пор я всегда читала, что песочное тесто делается на холодном масле, максимум, немного мягком, чтобы укоротить время замеса, и просто ледяной воде, или яйцах и воде, или просто яйцах:)
26-Авг-2007 09:50 am none (UTC)
Спасибо, что ответили - любое знание пригодится.
26-Авг-2007 02:59 am none (UTC)
Алёна уже ответила,но хочу добавить смотри- UPD. Поскольку это может быть интересно и другим.
26-Авг-2007 09:50 am none (UTC)
Огромное спасибо!
Я теперь понимаю, почему у меня всегда песочное печенье получается жестковатым - из-за избыточного замеса.
Как только спадет наша дикая жара, попробую ваши рекомендации.
26-Авг-2007 12:01 pm none (UTC)
Обязательно! Нет ничего вкуснее нежного печенья из теста сабле.:)
25-Авг-2007 09:48 pm none (UTC)
О!!! Пенный кекс! Спасибо за термин:)
26-Авг-2007 02:29 am none (UTC)
Термин не мой,скорее Ирмы Ромбауэр и других кондитеров. Но правильно характеризует вид выпечки.:)
26-Авг-2007 02:31 am none (UTC)
Чей бы ни был - я его здесь прочитала впервые, до того пыталась формулировать это как что-то вроде сметанного бисквита...
26-Авг-2007 02:56 am none (UTC)
Терминология - наше Фсё :)
26-Авг-2007 10:03 am none (UTC)
Cпасибо огромное! Очень полезно!
26-Авг-2007 11:45 am none (UTC)
Рада, если пригодится. :)
26-Авг-2007 11:09 am none (UTC)
Не то, чтобы я сильно спорил, а так, разговор поддержать:


Р.П.Кенгис, "Изделия из теста", Госторгиздат, Москва, 1958 г.

26-Авг-2007 11:59 am none (UTC)
Прочла.
В принципе, особых разногласий нет. Добавля в основной текст о муке - это я выпустила, ну и конечно о желательности готовить тесто в прохладном месте - что в наших палестинах почти не реально.:)
Следует только учесть,что домашний миксер может не "потянуть" слишком плотное масло, в книге Кенигс речь идёт о промышленном производстве.
Скажем, в книге "Joy of cooking" температура масла для взбивания указана в диапазоне 18-21С.

26-Авг-2007 12:06 pm none (UTC)
Тогда до кучи! :)
26-Авг-2007 12:10 pm none (UTC)
Уже добавила. Спасибо за подсказку. :)
26-Авг-2007 11:11 am none (UTC)
Да, совсем забыл: молодец! :)
26-Авг-2007 12:00 pm none (UTC)
Знаю. Но всё равно приятно услышать.:)
26-Авг-2007 01:00 pm none (UTC) - Еще вопрос
Получается, что здесь рубленное, а не песочное?
http://elaizik.livejournal.com/25928.html#cutid1
И никак не могу понять, как вмешивают ножом жидкую составляющую?
26-Авг-2007 01:18 pm none (UTC) - Re: Еще вопрос
Верно, рубленное. Но рецепт взят в книге, где оно названо песочным,я так и написала.
Именно поэтому я предпочитаю термин сабле-бризе, но не все знакомы с этой терминологией.
Вмешивание идёт так: делается грка из муки с маслом, в серединке кратер и вливается жидкость. Затем ножом насыпается мука с краёв в центр, при этом всё время нож работает в режиме рубки: перемешивать, рубить, подгребать, рубить.
Нужно один раз попробовать и всё станет ясно само собой. Даже если вода вдруг убежит, нужно насыпать на неё ножом муку,переместить увлажнёное тесто на сухую смесь, перерубить всё ножам, снова насыпать на влажную смесь сухую - и так до смачивания всей сухой смеси.
26-Авг-2007 06:36 pm none (UTC) - Re: Еще вопрос
Понятно, а потом довымешивать уже руками? Всегда просто пишут, что надо это делать быстро, чтобы масло не растопилось, что я боялась вообще до теста дотронуться, пока не стала выкладывать на пленку пищевую и собирать с ее помощью, как советовал a_bugaisky.
26-Авг-2007 06:42 pm none (UTC) - Re: Еще вопрос
Я не вымешиваю совсем. Быстро перерубаю и просто собираю в кучу и всё. Шар получается таким бугристым, не ровным.
26-Авг-2007 06:46 pm none (UTC) - Re: Еще вопрос
Понятно, спасибо, обязательно попробую так.
26-Авг-2007 05:36 pm none (UTC)
Большое спасибо за матчасть. Я как раз поняла недавно, что запуталась в вопросе что есть рубленное, а что песочное, поизучала что книжки пишут, и для себя решила, что дело в наличии/отсутсвии сахара (в песочном сахар есть всегда) и в соотношении мука/масло (в песочном масла на единицу муки всегда больше). Температура масла в качестве фактора в моих книжках не фигурировала, так что это интересная информация для размышения :)
27-Авг-2007 03:03 am none (UTC)
Проще всего,как выяснилось, пользоваться грамотными терминами. Теперь,когда у меня есть на что ссылаться,я буду употреблять термины сабле и бризе, как самые точные.
26-Авг-2007 08:01 pm none (UTC)
как всегда, не перестаю восхищаться тобой, ты - особое явление, спасибо еще раз.
К стати, я рубленное училась у бабушки именно этим способом "сабле-бризе",
27-Авг-2007 03:06 am none (UTC)
Чем ты восхищаешься,дорогая? Рыдать надо...
Тебя вон бабушка учила сабле-бризе, а я только пару лет назад узнала такие слова...:):)
27-Авг-2007 03:23 pm none (UTC)
Моя бабуля может и знала слова такие, но мне точно не слова а метод передала, это мне рыдать надо, я от тебя их впервые узнала.
27-Авг-2007 06:07 pm none (UTC)
Privet! Vse ochen' zdorovo napisano, mozhno ja tol'ko maljusen'kij komment naschet franzuzskogo?
"brisee" po franzuzski cherez "s", a ne cherez "z" pishetsja. I "pate" zhenskogo roda, poetomu "pate sablee" (v smysle chto sablee s 2 "e" v konze.
27-Авг-2007 07:13 pm none (UTC)
Ну я ворона! А ведь в книге так и написано:brisee!
Спасибо,Слава,сейчас исправлю!
21-Окт-2007 06:58 pm none (UTC)
Ну, собственно, ты всё сказала. Добавить сюда метод формирования и выпекания тарталетки - и всё готово. Кстати, раскатывание через плёнку позволяет получить совсем тонкое песочное тесто, что меня лично очень радует.
Да, кстати, есть ещё pate sucree, я изучу, чем оно от сабле отличается, и доложу.
21-Окт-2007 08:00 pm none (UTC)
Через плёнку или -как я- через бумагу для выпечки. Хороший метод.
Кстати, плёнку не промасливаешь немного? А то она обычно слипается, только зазеваешься.
21-Окт-2007 08:08 pm none (UTC)
Не промасливаю, но мукой подсыпаю.
Значит так: sucree - это рубленое тесто с сахаром и на яйцах, но без жидкости. Т.е. по составу - практически сабле, по сбособу замеса - бризе.
21-Окт-2007 08:12 pm none (UTC)
Ну да,гибрид.
Что у нас с тобой за страсть всё систематизировать и ярлычки навешивать? :):)
22-Окт-2007 06:25 am none (UTC)
Книжек начитались, вот и умничаем теперь :)
22-Окт-2007 06:53 am none (UTC)
Скорее,специальность сказывается - всё должно быть упорядочено,занесено в соответствующую графу и однозначно понимаемо вышестоящими товарищами.:)
13-Апр-2009 10:05 am none (UTC)
Elaizik, спасибо еще раз за науку, я с вами как в путешествии:)
сделала песочное тесто, получилось умопомрачительно , но все же есть один вопрос. Я делала из песочного теста основу для пирога: низ - диск из теста, сверху фрукты и сверху творожный крем; пекла только тесто, а фрукты и крем застывали уже на тесте в холодильнике. И проблема в том, что пирог мой было очень трудно резать, тесто хоть на вкус было рассыпчатым, под ножом было очень твердым. Я перепекла тесто? Перемесила (хотя старалась молниеносно все делать)? Добавила слишком много муки? Или, может, надо было остудить сначала тесто, а уж потом его заливать кремом и в холидильник? Спасибо заранее.
13-Апр-2009 10:14 am none (UTC)
Причин может быть много,но в принципе,если хочется тесто более рассыпчатое,нужно уменьшить количество муки и/или добавить разрыхлитель.
Да,и меня зовут Еленой.:)
13-Апр-2009 03:12 pm none (UTC)
Спасибо, Елена. А я гадала, Елена, Элла, Элина? А я Валерия.
Значит, многовато муки. И действительно,разрыхлитель я не добавила, так как для основы рыхлость и поднятость мне были не важны. В следующий раз попробую с разрыхлителем и буду бдеть насчет количества муки.
14-Апр-2009 03:39 am none (UTC)
Я как-то была уверена, что все читают мой заглавный пост, где я и представилась.:)
Пропорции мука-масло настолько важны, что я однажды провела целую серию экспериментов,чтобы подобрать нужное соотношение. Общее правило - чем соотношение масло:мука меньше, тем тесто более рассыпчатое. Так что это палка о двух концах. Начнёт хорошо резаться, но будет сильно рассыпаться.
14-Апр-2009 05:22 pm none (UTC)
а ведь я читала первый пост, но вылетело из головы, я часто захожу, но чаще всего со своей френд страницы, и первый пост не перед глазами, извините, если обидела.
интересно про соотношение муки к маслу, запомню. П.С. у меня вчера получилось рубленое тесто с большим кол-во жидкости, делала ваши рулетики с яблоками. Неискушенные поедающие были уверены, что это слоеное тест
14-Апр-2009 05:58 pm none (UTC)
Да ну что Вы, я не обиделась.:)
Очень рада, что получилось .:)
This page was loaded Июл 12 2009, 11:56 am GMT.